Опыт продвижения книги
В данной статье будет большое количество ссылок, что могут помочь другим авторам, но сухими цифрами старался не перегружать и без того длинный текст. Сразу оговорюсь, что это не мотивирующая трепотня про то, как добиться успешного успеха за три рубля и минимум усилий, а именно личный опыт абсолютного новичка в продвижении продукта на рынке: со всеми ошибками, неудачами и рассуждениями на что следовало делать упор, а на что не стоило тратить время.
При этом речь идёт не о продаже книги и заработке, а о банальном привлечении внимания к творчеству. Не стоит думать, что если вы раздаёте свой шедевр бесплатно, то все радостно бросятся его читать. Убедить людей потратить их драгоценное время на ноунейма-писаку непростая задача сама по себе.
Продвижение бумажных книг не рассматриваю, т.к. уже освещал данную тему в прошлой статье. Если вкратце — дорого. Очень дорого. Без контракта с издательством, которое возьмёт на себя печать и распространение тиража в розничных магазинах, потянуть такие расходы смогут немногие, а шансов на окупаемость затрат ещё меньше. Либо ищите издателя, либо сосредоточьтесь на электронной версии книги.
Сайт
Итак, имеется первая книга никому неизвестного автора и, поскольку начинающий писатель пару лет назад переучился на программиста, сайт. Большинство обходится и без сайта, давая рекламу на одну из самизатовских площадок или социальную сеть, о которых речь пойдёт далее, но такой подход имеет ряд недостатков.
Во-первых, вы не сможете автоматически отслеживать конверсии, под которыми я подразумеваю скачивание либо прочтение книги, а значит контролировать рекламный бюджет будет сложно. Более того, все крупные рекламные системы предлагают вариант оплаты не только за клики или показы, но в том числе непосредственно за конверсии, что может быть куда выгоднее.
Во-вторых, вы тратите деньги на рекламу чужой платформы, работу которой не контролируете. Сегодня вас может полностью устраивать площадка, завтра там придумают дурацкие правила, вас забанят, заминусуют хейтеры и т.п. Компенсировать же ваши вложения никто, конечно, не станет.
Вовсе не обязательно делать такой же навороченный сайт, как у меня, но даже не имея абсолютно никаких навыков программирования каждому по силу создать свой собственный ресурс в интернете. Рекомендую воспользоваться конструктором Тильда. Более экономный, но трудозатратный вариант — сайт на базе WordPress.
Главное, не пытайтесь придумать нечто «оригинальное», вроде режима чтения в виде открытой бумажной книги, напротив, делайте дизайн минималистичным насколько это возможно. Без опыта в web-разработке лишние навороты приведут лишь к «цыганщине», когда разделы сайта выполнены в разной стилистике, совершенно не сочетаясь друг с другом. Будьте проще, и трафик на ваш сайт потянется))
Нет, сам по себе трафик, конечно же, не возникнет только от того, что вы создали очередной сайтик, коими заполнен весь интернет. Но аккуратный сайт — это хороший плацдарм для экспансии творчества в массы.
Полезные ссылки:
Площадки самиздата
Добавлено 10 июля 2023 г.: По прошествии полутора лет с момента написания статьи многие из нижеописанных рассуждений про площадки самиздата кажутся мне невероятно наивными. Возможно, в обозримом будущем напишу новую актуальную информацию. А пока, чтобы понимать, что творится на этих сайтах, рекомендую прочесть следующий мини цикл из трёх статей Вадима Нестерова (aka Сергей Волчок):
- Как меняются Автор.Тудей и Литнет. Серия 1 "Товар"
- Как меняются Author.Today и Литнет. Серия 2. Деньги
- Как меняются Author.Today и Литнет. Серия 3. Товаропроизводители
В них рассматриваются в динамике за три года (2020–2023) топ 100 романов на площадках Author.Today и Литнет. Выводы сделать несложно…
Скажу честно, я сам ничего на подобных сайтах никогда ранее не читал.
В нулевые ходил в Дом книги (знаменитый дом Зингера на Невском проспекте в Санкт-Петербурге), подолгу разглядывал в разделе фэнтези обложки и читал аннотации. Тогда королём этого жанра в России был Ник Перумов, его книги в основном и скупал. Будучи школьником/студентом/низкоквалифицированным разнорабочим денег особо больших не имел, но тогда и книги стоили дёшево. Даже мне хватало.
К началу десятых годов бумажные издания резко подорожали, но зато появились электронные читалки. Рынка электронных книг как такового тогда ещё не было, зато пиратских ресурсов и торрентов — вагон и маленькая тележка. Скачиваешь компиляцию произведений какого-нибудь автора, о ком слышал хорошие отзывы, и надолго залипаешь, не отвлекаясь на разную суету вроде пьянок и девочек...
Затем от постоянного сидения за компьютером стало портиться зрения, и по части художественной литературы перешёл на аудиокниги. А озвучивать начинающих авторов тоже, как вы понимаете, никто не спешит.
Так и вышло, что к моменту выхода первой книги опыта с самиздатовскими площадками у меня было ноль. Однако ошибочно полагать, что если нечто не интересно тебе самому, то данная тема не актуальна для всех остальных, и на подобных сайтах обитают одни лишь писаки. К тому же, как и многие сайты-агрегаторы/маркетплейсы, подобные площадки очень хорошо индексируются поисковыми системами, а значит создать там свой профиль и разместить ссылку на собственный сайт лишним не будет.
Не мудрствуя лукаво, я регистрировался на всех самиздатовских площадках, на которые встречал где-либо упоминания. С переменным успехом загружал свою книгу. Учитывая крайне кривые редакторы на многих платформах — данное занятие отняло больше недели свободного времени.
К сожалению, по прошествии полутора месяцев смело могу утверждать — оно того не стоило. На всех площадках ситуация одинакова: после публикации книга попадает на главную страницу, где висит от пары часов до пары дней, в зависимости от популярности сайта. В этот короткий временной промежуток кто-нибудь может заметить ваше творение, начать читать или скачать книгу. Затем её смещают новые произведения, поиск по жанру выдаёт ваш шедевр где-нибудь на двадцатой странице, а значит шансы, что на него наткнётся случайный читатель, стремятся к нулю.
Есть небольшая хитрость в том, чтобы выкладывать роман не целиком, а по главам, тогда он будет мелькать на главной странице гораздо большее время. С другой стороны, читать незаконченное произведение неизвестного автора захотят лишь немногие из немногих. Я выкладывал книгу сразу целиком, ибо не хотел мучить ни себя, ни возможных читателей.
Далее, чтобы не кануть в забвение, необходимо проявлять на площадке активность. Шляться по профилям других авторов. Участвовать в открытых другими людьми обсуждениях. В общем, лебезить и/или блистать остроумием в комментариях лишь бы до тебя снизошли и обратили внимание. Это требует неимоверного количества времени, ранит гордость и приносит минимальные результаты. Заниматься подобной хернёй даже на одной площадке оказалось выше моих скромных сил, тянуть же подобный груз сразу на нескольких платформах решительно невозможно!
Другая возможная стратегия — писать очень быстро и сразу выкладывать новые главы, желательно каждый день. За счёт мелькания на главной странице народ постепенно подтянется, но лично я не представляю, как можно публиковать незаконченное произведение. После написания книги её нужно целиком отредактировать минимум раза два, иначе качество будет хромать очень сильно. Если во главу угла не ставится заработок, то строчить книги на скорость идея сомнительная.
Оправданием вышеупомянутой стратегии может служит вовлеченность аудитории, если вы пишете, так сказать, коллективную книгу. Автор выкладывает главу, все обсуждают, делятся своими мыслями относительно развития сюжета. Дальше писатель выбирает или компилирует из предложенных вариантов понравившиеся и облекает в литературную форму. Так или иначе, подобный подход вряд ли подойдёт для первой, второй и даже десятой книги. Нужно быть состоявшимся профессионалом и иметь большую базу активных читателей, чтобы играться с чужими идеями и написать по итогу целостное произведение.
Ещё один довод в пользу фокусировки на одной площадке — работа с отзывами. Уследить за всеми сайтами сложно, на большинстве никакой активности не будет месяцами, вам наскучит проверять статистику и раньше или позже вы пропустите критику. Трагедии в этом нет, но всё равно неприятно.
Как по мне, реагировать следует не только на негативные отзывы, как делают многие авторы, но в принципе на любые комментарии под вашим романом. Поблагодарите за отклик, развёрнуто ответьте на вопросы/претензии, беседуйте с читателями на посторонние темы, потролльте, в конце концов, когда это уместно. Не стройте из себя небожителя, снизойдите со своего воображаемого Олимпа к простым смертным! У вас же не десятки и сотни комментариев каждый день, выделить время от времени полчаса на обратную связь может каждый. Уважайте читателей, уделите внимание людям, что потратили своё время на вас. Это окупится сторицей.
Следующий совет возможно сомнительный, но подписывайтесь в ответ на подписку других авторов на платформе. Не стройте из себя гордую птицу, это стимулирует других пользователей активнее подписываться на ваш профиль, а количество подписчиков, даже таких, кто явно не интересуется вашим творчеством, скажется положительно на внутреннем рейтинге.
Итак, рекомендую выбрать одну самиздатовскую площадку и прокачиваться на ней, а не распыляться на несколько. Скорее всего этой платформой будет либо Author Today, либо, если вы пишете любовно-эротическую прозу, Литнет. Моё фэнтези одна из читательниц окрестила антиромантическим, так что выбор для меня очевиден.
Добавлено 24 ноября 2021 г.: Хорошей идеей было бы немного «разогреть» аккаунт на самиздатовской площадке, прежде чем загружать туда объёмный роман. Написать пару рассказов, завести на платформе блог, пройтись по профилям топовых авторов, прокомментировать несколько книг, поучаствовать в обсуждениях. Вряд ли вы наберёте этим много друзей и подписчиков, зато поднимете свои рейтинги на площадке, что может улучшить позиции книги на старте. Сам я ничего этого, конечно, не делал, а зря.
ВКонтакте
Именно с этой социальной сети я бы рекомендовал начинать любую раскрутку. И нет, не надейтесь на репосты «друзей», особенно если вы интроверт и сами не интересовались делами других уже пару лет.
Паблики
Есть ряд тематических групп, готовых помочь начинающим авторам, разместив аннотацию и/или отрывок книги у себя на стене. Обычно для этого требуется подписаться на группу, разместить текст в Предложенных новостях, сделать репост после публикации вашей записи. Смотрите в меню сообщества или в разделе Обсуждения, там будут написаны конкретные правила.
Ниже привожу список групп, что согласились опубликовать аннотацию к моей книги в жанре фэнтези:
- Author Today | Автор Тудей - Книги онлайн
- АЛКОпрода
- ВКнижный: читаем новинки фантастики и фэнтези
- Книги фэнтези: попаданцы, академии магии, боярки
- Всё о фэнтези и фантастике
- Мир Фэнтези и Фантастики (c 2023 г. ничего не публикуют)
- Book's Cool | Чтение | Литература
- Book Worlds | Фэнтези, Фантастика, LitRPG
- ПроДаЗавр: Фантастика ЛитРПГ Фэнтези
- Удивительные миры фэнтези и фантастики,попаданцы
- BookLife | Книги online Трэш, кровь, монстры
- Тёмное фэнтези | Гримдарк (последние 2 романа отклонили)
- Мир Фантазий
- Фэнтези... Fantasy...
- ФЭНТЕЗИГРАД
- Академия .Факультет Фэнтези
- R.E.A.D.|Книги|Авторы
- Книжный
- Реальность фэнтези (Фантастика. Фэнтези. ЛитРПГ)
- ЛитФронт
- Книги ЛитРПГ, фэнтези, РеалРПГ
Как видите, подобных групп не так уж и много, но после публикации в большинстве пабликов возникал всплеск активности, что внушало в сердце надежду и позволяло двигаться дальше. Админам сообществ большое спасибо!
В сети можно найти гораздо более внушительные списки готовых опубликовать аннотацию пабликов, однако, к сожалению, эти данные устаревшие. Я проверил более сотни подобных сообществ, но лишь потерял кучу времени. Многие группы заброшены, другие в принципе не заинтересованы в самиздате, третьи не подойдут тематически.
Аудитория в дружественных к новым авторам пабликах довольно скептически настроена к графоманам, так что ажиотажа вокруг своего шедевра не ждите. У большинства людей отсутствуют экстрасенсорные способности, и распознать в потоке сисястых анимешных девочек на обложках нечто стоящее, те смогут лишь по интригующей аннотации и качественной атмосферной картинке. Уделите этим двум пунктам внимание.
Ряд групп также готовы поведать миру о вашем шедевре, но за небольшое вознаграждение. Цена колеблется, в среднем, от двухсот до трёхсот рублей за публикацию, в зависимости от количества участников сообщества и жадности руководства. За дополнительную плату пост могут на несколько дней закрепить. Уточнять конкретные цифры, как и в прошлый раз, следует в специальном разделе или непосредственно у администраторов паблика.
Цена вопроса кажется поначалу смешной, проблема в том, что вложения окупаются только если тематика сообщества точно коррелирует с вашим поджанром. Также следует последить за публикациями группы хотя бы неделю, чтобы не попасть в лапы мошенников, которые накрутили участников и статистику, под предлогом чего продают рекламу неоправданно дорого.
Я попробовал такой вид рекламы в паблике BookForce | Книги: Фантастика ЛитРПГ Фэнтези, но результаты оказались достаточно скромными. Поэтому дальше стал экспериментировать с официальной биржей ВКонтакте.
Таргетировання реклама
Target (англ.) — цель. Вы нацеливайтесь на определённую аудиторию в рекламном кабинете и показываете своё объявление ей. Помимо очевидных критериев в виде пола, возраста и страны проживания, есть две важные возможности для уточнения: участники определённых групп и/или интересы пользователей. По моему субъективному ощущению, подбор аудитории по интересам во ВКонтакте работает плохо, лучше составить список тематических пабликов и показывать рекламу их участникам.
По части оплаты основной выбор также колеблется между двумя вариантами: оплата за тысячу показов или плата за каждый клик/конверсию. И тот и другой подход имеют как свои достоинства, так и весьма ощутимые недостатки. Установив оплату только за взаимодействие с объявлением, вы гораздо меньше рискуете слить бюджет вхолостую. С другой стороны, при низкой цене клика охват аудитории будет маленьким.
Все системы в первую очередь заинтересованы в собственном заработке, количество рекламы, которую можно впарить пользователям, ограничено, а значит, вне зависимости от модели оплаты, аукцион между рекламодателями фактически будет вестись исходя из стоимости показов, а цена клика, конверсии и т.п. лишь условная переменная. Система рассчитывает сколько она заработает за тысячу показов и, если ваше объявление заинтересует пять человек, и вы заплатите суммарно двадцать пять рублей, а другой рекламодатель выберет схему оплаты за тысячу показов и заплатит сорок рублей, то его объявление будут показываться много чаще, чем ваше.
На старте рекомендую создать минимум два объявления с разными моделями оплаты: одно нацелить на участников тематических групп и платить за показы, другое нацелить на более широкую аудиторию из смежных пабликов или по интересам и платить только за клики. На рекомендуемые системой цены можно не ориентироваться и начать с тридцати рублей за показы или пяти рублей за клик.
По части форматов мне приглянулась «Универсальная запись» — выглядит практически как обычный пост в ленте и имеет минимум ограничений по оформлению. Я писал аннотацию, давал ссылку на личный сайт и прикреплял изображение на обложке, а также саму книгу в формате fb2, чтобы заинтересовавшиеся могли сразу скачать произведение без переходов/регистраций и прочих лишних телодвижений. Не лучший подход, если вы хотите получить коммерческий статус на Author.Today, сбору статистики тоже не способствует, но предвзятое отношение к рекламе слегка нивелирует.
Также я пробовал вставлять в рекламу провокационный отрывок с монологом персонажа про лицемерие власть имущих, но на объявление пошли жалобы: то ли псевдопатриоты, идеализирующие сильных вождей, возмутились, то ли высокоморальным яжматерям не понравились обсценная лексика (не мат), что присутствовала в цитате. Одно подобное объявление всё же оставил, убрав из аудитории женщин, жалоб стало значительно меньше, что отчасти меня даже расстроило, ибо «патриотов» подозревал «в диверсиях» больше…
Ещё один интересный формат — боковая реклама (тизеры или баннеры). Тут всё проще некуда: небольшая картинка и пара фраз. Получается дороже, чем рекламные посты в ленте, но позволяет охватить более широкую аудиторию, так как многие люди в новостную ленту вообще не заглядывают. Я и сам просматриваю стену лишь нескольких групп, но у меня ещё и любимый браузер FireFox, и AdBlock установлен, так что рекламу я вижу только в почтовом ящике Яндекса. Имеет смысл нацеливать подобный формат на достаточно узкую целевую аудиторию, т.к. эффект направлен скорее на узнаваемость, нежели на конверсии.
В целом, рекламой ВКонтакте остался доволен: большие охваты и живая аудитория. Цена вопроса — средняя. Да, РСЯ (рекламная сеть Яндекса) и КМС (контекстно-медийная сеть Google) дешевле, но там и конверсий гораздо меньше. В Facebook* намного лучше работает подбор аудитории по интересам, но охваты существенно уже.
Полезные ссылки:
- Полный гайд по форматам рекламы «ВКонтакте» и требования к ним
- Реклама ВКонтакте: как грамотно настроить и запустить, сколько стоит
- Вэбинар от eLama: Практика запуска эффективной рекламы ВКонтакте от 15.04.2020
Информация была удалена: Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
Оплата рекламных кампаний на этих площадках с 21 марта 2022 года может/будет считаться финансированием экстремисткой деятельности со всеми вытекающими последствиями.
Яндекс
Поиск
В поисковых системах, помимо показа рекламы определённой аудитории, у нас появляется возможность вставлять своё объявление в список ответов на запрос пользователя. Например, человек ввёл в поиске «темное фэнтези», и увидел ссылку на вашу книгу. Естественно, он перейдёт по такому объявлению с гораздо большей вероятностью, нежели когда случайно увидел рекламу в новостной ленте, баннере и т.п. на совершенно нетематическом сайте. Звучит здорово, однако… За всё приходится платить. В прямом смысле слова.
Рекламироваться по ключевым словам очень дорого. Чтобы ваше объявление появилось среди первых ссылок в поисковой выдаче, нужно быть готовым платить от десяти рублей за клик самый минимум (цена напрямую зависит от популярности запроса и конкуренции). Иначе ваш сайт в лучшем случае отобразится в конце всех остальных ссылок, а значит шансов, что пользователь увидит объявление мало.
Следует ответственно подойти к подбору фраз, по которым вы будете рекламироваться. Слишком общие слова приведут нерелевантных вашей тематике пользователей, а значит вы впустую потратите свои кровные. Слишком детальные выражения, напротив, сузят охваты до минимума. А морочится со всеми настройками ради того, чтобы за месяц показать объявление пару раз смысла нет.
Ещё больше времени уйдёт на подбор минус-слов. Это фразы или слова при наличии которых в запросе рекламное объявление не показывается. Согласитесь, что сливать бюджеты на людей ищущих эльфов-транссексуалов обидно вдвойне…
Желательно поковыряться в настройках Яндекс Директа, перейти в режим профессионала и вместо одной из автостратегий включить ручное управление ставками, по крайней мере на старте кампании. Автоматические стратегии неплохо себя показывают, когда накоплена существенная статистика, то есть по рекламной кампании за последний месяц вы получили порядка сотни конверсий. До тех пор вы будете платить за обучение нейросети, а оно вам надо?
Честно признаюсь, удобоваримых результатов данный вид рекламы мне не принёс. Платить за клик несколько десятков рублей, чтобы захватить топ поисковой выдачи, мне не позволяет природная скупость. При ставке четыре-пять рублей — переходы на сайт являются скорее случайностью. Пара человек в неделю, да и те достаточно быстро уходят, не осознав, что нашли настоящий бриллиант в жанре тёмного фэнтези! Будем снисходительны к наивным созданиям, преисполненным предрассудками. Им ведь придётся так туго, когда спустя годы они поймут, какое сокровище упустили…
Полезные ссылки:
- Как работать в «Яндекс.Директ»: пошаговое руководство для новичков
- Подбор ключевых слов
- Минус-слова в Яндекс.Директ: исчерпывающее руководство
- Всё, что нужно знать про управление ставками в Яндекс.Директе
- КАК НАСТРОИТЬ ЯНДЕКС.ДИРЕКТ С НУЛЯ. ПОИСКОВАЯ РЕКЛАМА | Вебинар eLama 15.04.2021
РСЯ
Рекламная сеть Яндекса это та же таргетированная реклама, только не в социальных сетях, а на партнёрских площадках вездесущего в России холдинга. На разных сайтах размещаются баннеры с изображением шока, радостной радости, котиков и девушек, чтобы привлечь внимание пользователя и побудить перейти по ссылке. В мобильных приложениях обычно ограничиваются призывной фразой.
Стать партнёром Яндекса очень просто, модерация площадок сейчас минимальная, поэтому не стоит удивляться, если ваше объявление покажут на весьма сомнительных сайтах. Вы можете запретить показ на определённых площадках, но быстро упрётесь в лимит на тысячу банов. К сожалению, говносайтов и мобильных приложений в партнёрской сети куда больше.
Из личного опыта также могу посоветовать НЕ использовать готовые списки минус-площадок, т.к. изрядная доля плохих, по чьему-либо мнению, сайтов и так никогда не будет использована для показов рекламы по вашей тематике, а в лимит банов вы упрётесь существенно раньше. Можно заблокировать на старте так называемые внешние сети, отключив таким образом сразу большое количество приложений. А дальше уже чуть спокойнее вычищать сайты исходя из именно вашей статистики.
Список внешних сетей для запрета:
- AdsNative
- banners.adfox.ru
- BidSwitch
- colo1.adriver.ru
- dsp-alibaba.yandex.ru
- dsp-mopub.yandex.ru
- Inner-active
- Madgic
- MobFox
- MoPub
- Smaato
Ещё одна проблема — скликивание. Площадки зарабатывают с переходов по отображаемым на них объявлениям, поэтому не гнушаются использовать ботов. Программные алгоритмы имитируют клик по вашей рекламе, площадка получает деньги, а вы удивляетесь нелогичному поведению пользователей. Яндекс компенсирует рекламодателю часть совсем уж откровенного фрода, но будьте готовы к тому, что соотношение показов, переходов и конверсий порою будет ввергать вас в отчаяние.
Из плюсов можно отметить лишь низкую стоимость клика, что отчасти компенсирует отвратное качество трафика.
В целом, Яндекс оказался самой бюджетной системой, но и конверсий принёс меньше всех. Ещё и с купоном меня объегорили: завлекали обещанием дать 5000 рублей на первую рекламную кампанию, но по факту, как физ. лицо ты купон не получишь. Почему нельзя было сразу все условия написать, а нужно названивать до посинения — хз.
Полезные ссылки:
- Как анализировать и оптимизировать кампании в Рекламной сети Яндекса
- МАСТЕР-КЛАСС: ЗАПУСКАЕМ ЭФФЕКТИВНУЮ РЕКЛАМУ В РСЯ
- КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМЫ В РСЯ | Вебинар eLama 09.06.2021
Внимание: С 11 марта 2022 года Google Ads приостановил работу сервиса для всех рекламодателей из России. В связи с этим дальнейшая информация для жителей РФ неактуальна.
Самая сложная в настройке и наименее адекватная по части модерации объявлений система. В России показ моей рекламы ограничен, так как религиозные принципы не позволяют Гуглу установить возрастное ограничение в одном месте. Система требует, чтобы абсолютно в каждом заголовке и описании фигурировало указание допустимого возраста. Я рекламирую книгу, а не порнографию, мне не нужны сексуальные извращенцы, переходящие по объявлению, где через каждые два-три слова стоит «18+». В итоге плюнул и запустил рекламу по странам СНГ без России.
В остальном всё очень похоже на то, что я описывал в разделе про Яндекс. Есть поисковая реклама и контекстно-медийная сеть, то есть сайты партнёры.
Сразу переключайтесь в режим эксперта, т.к. «Умная кампания», что предлагается по умолчанию простым смертным, является «умной» лишь по части быстрого отъёма денег у рекламодателя. Есть мнение, что после пары недель сбора данных ситуация несколько выправляется, но оплачивать обучение чужих алгоритмов не хочется.
Обратите внимание на особенность работы с минус-словам: в Google вам нужно добавлять все варианты падежей, родов и чисел, ибо русский язык система знает намного хуже, чем Яндекс. К счастью можно быстро прогнать отобранные слова через сервис «Приведение морфологии», подчистить излишества и загрузить в списки минус-слов для дальнейшего использования в кампании.
По ключевым словам советую установить тип «Фразовое соответствие» (или указывать фразы в кавычках), иначе запросы, по которым отображается ваша реклама могут шокировать даже привыкшего общаться с малограмотными людьми человека.
Как и с Яндексом, поисковая реклама в Google у меня не зашла: при максимальной ставке за клик в районе пяти рублей показов объявления почти нет.
Контекстно-медийная сеть Google на первый взгляд кажется перспективнее рекламной сети Яндекса на долгосрочной основе. Во-первых, можно убрать из списка рекламных площадок мобильные приложения, которые в подавляющем большинстве случаев дают плохой трафик. Во-вторых, нет идиотского ограничения на тысячу банов, чистить площадки можно (и нужно!) часто и беспощадно. Через несколько недель в живых останутся более-менее релевантные сайты, до тех пор рекомендую установить дневной рекламной бюджет на минимум (30 рублей на момент публикации статьи).
К сожалению, на практике с КМС всё даже хуже, чем в РСЯ, где девяносто процентов трафика явный мусор. Вроде уже и площадок осталось полтора-два десятка, и все релевантные, а конверсий как не было, так и нет. Видимо алгоритмы оптимизации по целям в Яндексе работают лучше.
Сам Google утверждает, что КМС это не про конверсии, а скорее про узнаваемость брэнда. Большие корпорации, они как политики — послушать, так всё для нашего блага делают. По факту же, кроме собственных интересов ни тех ни других ничего не волнует. Платите денежки здесь и сейчас, может в будущем про вас кто-то вспомнит.
В целом, рекламной кампании в Google недоволен: потрачено огромное количество сил и времени на настройку, прирост конверсий при том вышел мизерный.
Полезные ссылки:
- Пошаговая инструкция по настройке Google Adwords
- Настройка КМС Google в новом интерфейсе
- НАСТРОЙКА РЕКЛАМЫ В GOOGLE ADS В 2021 ГОДУ| Вебинар eLama 05.08.2021
Не проверено
Телеграм
Мой любимый мессенджер с 2017 года. Позорная попытка блокировки в России лишь привела к увеличению числа пользователей, и если раньше в телеге тусили преимущественно фанаты криптовалют, то сейчас контингент варьируется от православных домохозяек до рьяных борцов за свободу. Администрация периодически проводит масштабные чистки ботов и фейковых аккаунтов, так что аудитория довольно живая и очень активная.
Но вот с рекламой всё сложно и дорого. Официальная биржа пока что отсутствует, хотя в последнее время в этом направлении ведётся активная деятельность. Неофициальные биржи либо берут конские комиссии, либо предоставляют недостаточные, недостоверные или неактуальные данные. Если вы давно отслеживаете какие-то тематические каналы, можно попробовать договориться их владельцами напрямую, но эффективность рекламы предсказать достаточно сложно.
Цены за размещение рекламного поста измеряются тысячами, а не сотнями рублей как в ВКонтакте, так что целесообразность продвижения для некоммерческого автора под вопросом.
Обзоры на книгу
Да, на рынке имеется и такая услуга. Мой товарищ, например, активно рекламировал свои книги именно через YouTube. Цена рецензии напрямую зависит от количества подписчиков блогера и в период с 2016 по 2018 гг. колебалась, с его слов, от трёх до шестидесяти тысяч рублей… С учётом оголтелой инфляции, сейчас, вероятно, всё стало дороже.
Причём большинство обзоров выглядит так: это автор А и его отличная книга (пара общих слов ни о чём). Это автор Б и его книга мне тоже понравилась. Это автор В… Фантазии не хватает даже вставить в обзор автора Г, который не занёс литературному критику деньги. Не знаю, кто смотрит подобные опусы, но со слов товарища реклама давала хорошие результаты.
Слышал, что заказать рецензию можно и у блогеров с Яндекс Дзена. Там ситуация вроде получше, общими словами не ограничиваются, дорожат репутацией.
Естественно, есть шанс, что на книгу сделают обзор «по любви», но для этого нужно уже быть достаточно популярным. В противном случае готовьтесь договариваться и/или торговаться.
Дорого, требует личного общения… Короче, не для начинающего писателя-отшельника. Данный вид продвижения пока обошёл стороной.
Аудиокнига
Безусловно, это не вид продвижения, а ещё один формат для результатов литературного творчества. Однако я намерено упомянул здесь такую возможность, так как наличие аудио версии может существенно расширить охват аудитории. С каждым годом всё больше людей предпочитают слушать, а не читать. Можно это осуждать, а можно подстраиваться. Озвучка профессионального диктора стоит дорого, но это вложение кажется мне куда перспективнее печати бумажного тиража…
А уж если книгу озвучит известный чтец, считайте, что вы получили великолепную рекламу! Книгу прослушают просто из любви и уважения к диктору. Правда всё опять упирается в то, что автора-ноунейма популярный чтец навряд ли согласится озвучивать даже за деньги…
Накрутка
Я не буду здесь обсуждать моральную составляющую вопроса, и так всем понятно, что это плохо, но не все осознают, что данное явление присутствует в продвижении в интернете практически повсеместно. Порассуждаем о целесообразности и рисках неизбежного зла.
Первое, что приходит на ум это отзывы. Обычно в случае накруток те крайне топорные и состоят из хвалебно-восторженных отзывов ни о чём. Большинство людей с зачатками интеллекта выше уровня обезьяны давно «хитрый план» горе smm-щиков раскусили и доверия к подобным комментариями не испытывают. Негативные отзывы дают о продукте гораздо лучшее представление, можно понять насколько серьёзные недостатки имеет произведение, а идеальным в этом мире не бывает решительно ничего. Сомневаюсь, что кто-то захочет хаять свой труд, особенно учитывая, как агрессивно многие авторы реагируют на малейшую критику.
Можно попросить написать развернутый комментарий друзей, что прочли вашу книгу, но регистрировать кучу аккаунтов и в лоб расхваливать свой шедевр не стоит.
Следующими на очереди идут лайки и подписчики. Здесь вычислить накрутку сложнее, если не перебарщивать со слишком высокими показателями. Практически для всех популярных площадок можно легко найти всевозможные биржи, где боты или реальные люди быстро поднимут ваш «статус», и вы сможете хвастануть книгой не только перед мамой и бабушкой, но и перед наивными дружбанами.
К сожалению, тут стадный инстинкт работает вопреки здравому смыслу, и люди действительно активней подписываются и лояльнее относятся к «звёздам», за плечами которых стоят тысячи подписчиков. Площадки самиздата отдают предпочтение в поисковой выдаче раскрученным книгам, не важно какой процент просмотров, лайков и комментариев фейковый. Кроме конкурентов по цеху мало кому придёт в голову проверить на вшивость поклонников автора, и лишь немногие платформы действительно активно борются с подобным мошенничеством. Обычно на нарушителя обращают внимание лишь в случае очень большого количества жалоб или резонанса, когда репутация сервиса ставится под угрозу.
Хорошо, что и у такого метода продвижения есть недостаток — это цена. За те же деньги, что пойдут на покупку лайков/подписчиков, можно купить рекламу, ориентированную на реальных людей. Да, вы не получите красивой статистики, многие люди будут смотреть на вас как на говно, но найдутся и те, кого заинтересует произведение. Да, их будет немного, и вряд ли вы сможете конкурировать в поисковой выдаче с покупателями искусственных лайков. Зато нет палева и есть шанс запустить сарафанное радио. А боты друг дружке книги пока не советуют…
Писать или не писать?
Надеюсь, что я не вверг начинающих авторов в уныние, а читателей в скуку сей длинной статьёй. Хотелось поделиться опытом и переживаниями, объяснить необходимость опостылевшей рекламы, которая люто всех бесит, но без которой, к сожалению, не обойтись. Поисковики, да и любые площадки, не балуют новичков, привлечь внимание первых читателей сложно. Хочешь не хочешь, а тратить время и деньги на продвижение так или иначе придётся.
Что касается сумм, то вложения не столь неподъёмные. У меня ушло где-то в районе полутора тысяч на ВКонтакте и столько же на Facebook*, по тысяче рублей на Google и на Яндекс. Можно было раскошелиться на порядок серьёзнее, но лучше начать с минимальных охватов, наступить на всевозможные грабли и лишь затем потихонечку масштабироваться.
Вот чего я потратил в избытке, так это своё свободное время. Почти два месяца окромя работы я не занимался ничем кроме суеты вокруг книги. Площадки самиздата, статьи о новом романе на этом и двух других моих сайтах, социальные сети, освоение платной рекламы — современный автор помимо того, что должен где-то зарабатывать себе на жизнь, ещё и профессию специалиста по продвижению в интернете должен освоить хотя бы на базовом уровне.
Не представляю, как это потянуть людям, не дружащим с современными технологиями, только кого-нибудь нанимать. Но там за одну настройку рекламной кампании в Яндексе пять тысяч дерут (а то и все десять!), а ведь её потом ещё вести надо, анализировать. И не факт, что ваш «специалист» обычным нахватавшимся по верхам неучем не окажется… Нет уж, хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. Гугл в помощь.
В общем, пишите, если душа того просит, но готовьтесь к тому, что публикацией работа над книгой отнюдь на заканчивается. Запланируйте месяц-другой на её продвижение. Относитесь к этому как к ещё одному этапу работы над произведением и не падайте духом, если долго не видите результатов. В конце концов, читатели вас заметят.
На том всем удачи, и да пребудет с вами терпение!
Читайте также:
Две хорошие книги про общение
Белые и чёрные методы убеждения. Или что почитать на досуге. Личная рекомендация автора.
Печать по требованию vs традиционный тираж
Сравнение новой и старой технологий печати. Размышления о том, стоит ли начинающему автору заказывать тираж за свой счёт.
Давай к нам!
Если вам нравится моё творчество, рекомендую подписаться на email-рассылку или канал в
Новые статьи появляются не так часто (книги вообще раз в сто лет), событиями моя скромная жизнь тоже не блещет))
Вряд ли у вас есть время и желание регулярно проверять мини-блог, дабы пару раз в месяц увидеть что-нибудь новенькое.
Оставьте свой email, и когда на сайте появится нечто заслуживающее внимания, вы первым получите весточку.